Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:
Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?
Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!
Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.
Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:
«Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки».
В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.
Что нужно сделать для развития подползания:
Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!
В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.
В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.
Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».
Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.
А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.
Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.
В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.
Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.
Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.
Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.
Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).
Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.
Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)
Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.
В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.
Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.
Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.
Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.
Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.
К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).
В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.
Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.
Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?
Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».
О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
На пятом месяце жизни у ребенка значительно повышается подвижность. Малыш пытается ползать, хватать руками все предметы, находящиеся в пределах его досягаемости. В этот период весьма эффективны будут развивающие игры, направленные на совершенствование тактильных, интеллектуальных и физических навыков ребенка.
Все игры, используемые для занятий с малышом 5-месячного возраста, можно условно разделить на следующие категории:
Для проведения занятий с малышом в этот период рекомендуется использовать следующие игры:
Для проведения игры необходимо иметь в наличии легкий надувной мячик среднего размера. Сначала положите мяч под ножки ребенку, который в это время лежит на спинке. Предоставьте малышу возможность «побить» мячик ногами.
Далее можно немного усложнить задание. В исходном положении ребенок лежит на спине на большой горизонтальной поверхности. Взрослый бросает мяч так, чтобы он катился по столу или дивану прямо к ножкам малыша. Стимулируйте малыша отбивать мячик ногами. Вначале можете показать ему, как это делается.
Точно так же можете приближать мяч к рукам малыша. Пусть ребенок попытается оттолкнуть мячик ручками в направлении от себя. Упражнение можно повторить несколько раз.
Указанная игра развивает мускулатуру малыша, совершенствует координацию движений. Продолжительность занятия – 5-7 минут. Заниматься можно в то время, когда ребенок активно бодрствует. Проведение игры следует отложить, если ребенок только что покушал или устал.
Это занятие представляет собой игру в прятки в упрощенном варианте. При ее проведении можно импровизировать: например, взрослый закрывает лицо платком, затем неожиданно появляется, открывая свое лицо.
Можно также закрыть своими руками глазки малышу, а через несколько секунд – открыть. Интересно малышу будет и в том случае, если спрятать его любимую игрушку под какой-либо тканью, а когда малыш не сможет найти ее – показать, где находится игрушка.
При выполнении всех вышеперечисленных действий следует повторять выражение «ку-ку» в тот момент, когда ребенок пытается найти исчезнувший предмет или человека.
Указанная игра развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки малыша, способствует тренировке внимания и наблюдательности.
Для проведения игры потребуется любой музыкальный игрушечный инструмент с клавишами. Подобных устройств сегодня в продаже имеется большое количество, а их стоимость является вполне доступной.
Продемонстрируйте малышу игрушечное пианино, нажмите пальцами несколько клавиш, чтобы показать, вследствие каких манипуляций возникает звук.
Затем подвиньте игрушку ближе к малышу и попросите его нажать на клавиши. Если он пока не понимает, как это сделать, сами нажмите его пальчиком на клавишу. Ребенку наверняка понравится подобная игра, и он с удовольствие будет стучать ладошкой по всем клавишам. На данном этапе этого вполне достаточно, ведь у малыша пальчики еще недостаточно развиты для того, чтобы нажимать тугие клавиши, а вот стучать ладошкой или кулачком по игрушке он вполне сможет.
Представленная игра развивает слух малыша, способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. Заниматься можно в любое время суток в то время, когда ребенок активно бодрствует.
Для проведения игры необходимо иметь в наличии пластмассовую или резиновую игрушку, способную издавать писк или другой звук при нажатии на нее или сдавливании. Во время занятия ребенок может лежать на спинке. Покажите ему игрушку и пропищите ее, сказав при этом: «Кто это? Это зайчик! Поймай зайчика!»
Малыш начнет тянуть руку к игрушке, но в этот момент следует отодвинуть ее немного дальше. Ребенок снова будет тянуться к пищащему предмету, но игрушка будет все время ускользать от него. Через несколько подходов дайте малышу возможность наконец-то поймать игрушку. При этом ребенок придет в неописуемый восторг.
Игра направлена на развитие внимания малыша, тренировку мышц рук, совершенствование координации движений. Кроме того, ребенок лучше научится распознавать тональность и источник появления различных звуков. Продолжительность занятия – 5-10 минут. Проводить игру лучше на протяжении дня, когда ребенок бодр и весел.
Пятимесячный малыш уже может выбрасывать надоевшие ему игрушки и другие предметы (соски-пустышки, бутылочки) из кроватки. Если мама в этот момент будет молча подбирать все упавшие вещи, ребенок совсем «разбалуется», и в дальнейшем его будет трудно отучить от этой привычки.
Попробуйте превратить указанное действие в игру и одновременно в обучение навыку убирать за собой. Как только малыш отбросил предмет от себя, скажите: «Ай-я-яй! Игрушка упала!». Затем возьмите ребенка на руки, поднесите поближе к упавшему предмету и скажите: «Подними!». Дождитесь, пока малыш сам поднимет игрушку или хотя бы попытается это сделать.
Указанное занятие способствует развитию мускулатуры малыша, совершенствованию движений рук. Но самое главное значение состоит в том, что ребенок с младенческого возраста будет приучаться к порядку и ответственности за свои поступки.
Продолжительность занятия – по мере необходимости, то есть проводить его следует только в том случае, если малыш сам выбрасывает игрушки с кроватки. Специально бросать игрушки на пол не следует, ведь таким образом ребенок может посчитать, что указанное действие является правильным.
С пятимесячным малышом можно попытаться освоить такой новый вид деятельности, как рисование. Для занятия выбираем медовые или пальчиковые краски, являющиеся гипоаллергенными и безопасными для ребенка. При первом занятии достаточно использовать один-два цвета, в дальнейшем спектр оттенков можно расширять.
Перед малышом следует положить большой лист белой бумаги (его можно приобрести в магазине канцтоваров) и краски. Пусть малыш сам выберет желаемый цвет. Аккуратно опускаем кончик указательного пальца ребенка в емкость с краской, затем проводим пальчиком по листу бумаги, пытаясь нарисовать какой-либо несложный предмет.
Первые рисунки, самостоятельно созданные малышом, можно сохранить на память даже в том случае, если на них трудно что-либо разглядеть. В дальнейшем ребенок будет благодарен за то, что вы предоставили ему возможность любоваться продуктом его «творчества» в более сознательном возрасте.
Продолжительность занятия – 5-7 минут. Рисовать лучше во второй половине дня или вечером, за исключением времени подготовки ко сну.
Для проведения развивающих занятий можно использовать и время купания. Когда малыш находится в детской ванночке, опустите на поверхность воды игрушечный пластмассовый кораблик или обычную пластмассовую мыльницу. В кораблик можно положить один-два небольших предмета. Далее начинайте создавать эффект «волны» на поверхности воды. Обратите внимание малыша на то, что при появлении «волн» кораблик начинает качаться. Также покажите малышу, что движением корабля можно управлять, подталкивая этот предмет руками в определенном направлении или разгребая воду вокруг.
Как правило, ребенку очень нравится подобное времяпровождение. При проведении игры следует учитывать несколько важных моментов:
Указанное занятие развивает координацию движений малыша, помогает ему понять свойства предметов, помещенных в воду. Кроме того, в процессе любых игр в ванной у малыша значительно улучшается настроение.
Продолжительность занятия – от 5 до 15 минут. Рекомендуемое время проведения – вечером во время очередного купания малыша.
Развивающие игры с ребенком 5 месяцев должны соответствовать следующим требованиям:
В этот период следует развивать способность малыша к манипулированию различными предметами. Совершенствванию этого умения будут способствовать игры с мячиком или пирамидками. Совсем не обязательно приобретать слишком много игрушек: достаточно иметь два-три комплекта, а также использовать во время занятий предметы домашнего обихода, не представляющие опасности для малыша.
Вот и наступил очередной этап развития крохи: малышу исполнилось ровно 5 месяцев!
На что обращать внимание в этом возрасте?
Каковы особенности психологического, физического и интеллектуального «взросления» пятимесячного младенца?
О том, как развивать ребенка в 5 месяцев, как с ним заниматься и других сопутствующих вопросах рассказывает нижеследующая статья.
Ответственным родителям всегда интересно знать, на что следует обращать внимание в воспитании детишек.
На пятом месяце происходит активное физическое развитие младенца: он весит в два раза больше, чем при рождении.
В пять месяцев грудной ребенок становится очень подвижным и целеустремленным, он начинает активно открывать для себя окружающий его мир: ощупывает каждую попавшуюся в его ручки вещь, пробует ее на «зубок» и громко выражает свои эмоции.
В этот период развития малыш отличается особой гибкостью и любознательностью. По этой причине взрослым следует тщательно заботиться о безопасности несмышленыша: поднять на верхние полки лекарства, режущие и колющие предметы, убрать из комнат те вещи, которые могут нанести вред младенцу.
Именно в этом возрасте пятимесячные детишки чаще всего получают травмы. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять карапуза одного на прямой поверхности (взрослая кровать, диван, коляска): он может, самостоятельно переворачиваясь, упасть с высоты.
Все педиатры едины во мнении: ребеночку следует делать ежедневный массаж и легкую гимнастику. Достаточно бывает 10 минут.
Для любого ребенка обязательна ежедневная прогулка на свежем воздухе.
Идеальный вариант - двухчасовой выход во двор, парк или на улицу по утрам и вечерам.
Если в свои первые месяцы младенец тут же засыпает в коляске, то в 5 месяцев кроха с увлечением начинает изучать окружающий его мир.
По этой причине желательно пользоваться сидячей коляской, сажая ребеночка спиной к себе.
Родители с удовольствием будут находить изменения в поведении крохи во время прогулки, так как пятимесячный малыш начинает разглядывать окружающих его людей, реагировать на различные звуки и наблюдать за собачкой или кошечкой.
Развлекательная программа для растущего ребенка - вторая важная составляющая в гармоничном развитии младенца пяти месяцев.
Сорока-ворона
Пальчиковая народная игровая потешка
Следует водить по открытой ладошке малыша (кашка варится) и, слегка загибая пальчики (начинать нужно с большого), говорить:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
Жмурки и прятки
Где малыш? Ребенка следует звать по имени. Другой взрослый закрывает ладонями глазки малыша. Кроху долго «ищут» и в конце концов находят.
Так как пятимесячный младенец не может сознательно прятаться, то данная игра становится вариацией игры под названием «Ку-ку», и пряток.
«Где носик, где ротик?»
Маме следует задавать вопросы малышу и по одному показывать отдельные части тела.
Вначале на себе, потом на ребенке. Для лучшего понимания и осознавания малышу желательно показывать носик, ротик, глазки, бровки его собственным пальчиком.
По мере взросления ребенок запомнит эту игру, и в дальнейшем он с удовольствием будет самостоятельно демонстрировать собственные части тела.
«Как говорит животное?»
Имитация коровы, собаки, кошки, лягушки и других животных положительно сказывается на раннем развитии пятимесячного малыша. Младенец с удовольствием входит в эмоциональный контакт со взрослыми и получает массу положительных впечатлений.
Важное значение в жизни малыша имеют ежедневные водные процедуры.
Но главное отличие пятимесячного возраста заключается в том, что кроха не желает купаться, лежа в ванночке .
Он с огромным удовольствием шлепает ладошками по воде, пытается поймать ручками мочалку или мыльные пузыри, старается привстать и делает любые другие действия, мешающие спокойному процессу купания.
В качестве отвлекающего маневра как нельзя лучше станут игрушки и специальные непромокаемые книжки. Они привлекут внимание малыша и позволят маме быстро искупать младенца.
В пять месяцев у грудных детей нормализуется ночной сон: они уже не так часто просыпаются и позволяют маме спокойно высыпаться.
Кроха начинает больше бодрствовать, и время, отведенное для сна, постепенно сокращается: во время дневного отдыха малыш спит не более двух или трех раз.
Строгое грудное (или искусственное) вскармливание постепенно отодвигается на второй план: малышу дают соки, овощные и фруктовые пюре и другие виды прикорма.
Во время кормления кроха пытается делать самостоятельные попытки есть, с интересом пробует на ощупь еду, отворачивается от непонравившегося ему блюда, всем своим видом и действиями показывая свое отношение к приготовленной пище.
Как бы родители ни развивали пятимесячного малыша, всегда следует его ободрять, почаще обнимать, целовать в лобик или щечку, показывая свою любовь к нему. Ребенок должен ощущать себя нужным в семье!
Пятимесячный кроха даже не подозревает, что всего через месяц его ждет «половина первого юбилея». Он развивается не по дням, а по часам, беспрестанно радуя своих родителей. С этого месяца ребенок начнет меньше прибавлять в весе и росте, поскольку входит в этап повышенной двигательной активности. Постепенно он будет приближаться к освоению навыка самостоятельной ходьбы, а также речи. Ну а пока на этом пути его поджидает первая неприятность: скоро полезут первые зубки. Кроха постоянно что-то тянет в ротик, чтобы унять зудящие десны. Родители могут облегчить страдания своего чада специальными медикаментозными средствами, а также охлаждающими игрушками – прорезывателями. А вот как правильно развивать ребенка в возрасте 5 месяцев? Ведь это уже совсем не тот беспомощный комочек, который они, кажется, еще совсем недавно привезли из роддома.
Да, карапуз значительно прибавил с того момента. И не только в весе или росте. Он стал довольно смышленым, умелым. Чего ребенок уже достиг к этому возрасту?
Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?
Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.
Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:
Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».
Следите, чтобы запахи не были слишком резкими, не отталкивали кроху и не вызывали дискомфорта. Всегда говорите, что это так пахнет, комментируйте, понравилось крохе или нет. Но! Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, игры с запахами лучше не проводить!
Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.
Для чего ребенок все трогает? Изучает мир. Но польза от прикосновений и в другом: так он развивает тактильные ощущения, а также мелкую моторику, необходимую для стимулирования речевых навыков. Трогать малышу можно все, что угодно, если это не опасно (не обожжет, не поранит, не может быть проглочено) – игрушки разных форм и размеров, предметы обихода из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань, картон, вата, перья, мех). При этом важно следить, чтобы ребенок не тянул это в ротик. Поэтому лучше, если мама будет сама касаться предметами ручек, пальчиков крохи, научит сжимать их, но не даст пробовать на зуб.
Весьма полезны в этом плане всевозможные развивающие коврики: ребенку обычно есть что трогать или ощупывать на них.
Что касается захвата предметов, то этот навык совершенно необходим малышу. Его нужно учить брать, отдавать, бросать предмет, стучать одной игрушкой о другую, открывать, нажимать, трясти. Для этого важно, когда ребенок бодрствует, раскладывать перед ним разные предметы, подвешивать их на шнурках перед глазами, давать в ручки. При этом обязательно называем, что дали, какого оно цвета, с какими свойствами (теплое, холодное, пушистое, гладкое, твердое).
Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваш ребенок имел доступ к медикаментам. Даже пустые флакончики или тюбики могут содержать остатки просроченного средства, которое будет слизано. А таблетки он и вовсе может проглотить в любой момент!
Развивать ребенка в 5 месяцев невозможно в отрыве от развития речи. А ее стимулировать нужно постоянно. Здесь не зря все время говорится о необходимости все называть и комментировать для крохи: постоянная речевая среда – прекрасный стимул для речевых навыков малыша. Но не единственный. Прекрасно способствуют развитию речи упражнения, стимулирующие мелкую моторику, в частности пальчиковые игры.
В этом возрасте кроме всем известных «ладушек», «сороки-вороны» и «козы рогатой» полезны специальные комплексы упражнений.
Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться с артикуляционным аппаратом, используйте зеркало. Поднесите к нему ребенка и начинайте медленно, утрированно имитировать какой-то звук (животного, птицы, ветра, мотора). Малыш не только начнет повторять за вами, но и сможет видеть одновременно ваши движения и свои.
Развивать малыша в 5 месяцев в физическом плане не менее важно. Ведь чем крепче и сильнее его мышцы, суставы, скелет, чем лучше он научится держать равновесие, тем быстрее начнет ползать, вставать и – к радости родителей – ходить без их помощи. Поэтому сейчас особенно важно стимулировать ребенка к движению. Пусть он учится садиться, ползать, топать ножками. Для этого подойдут следующие упражнения.
Кстати, многие родители сегодня спешат заменить пружинящие прыжковые упражнения качанием ребенка в прыгунках. Да, это ему доставляет эмоциональное удовольствие. Но! Стоит иметь в виду, что чаще всего, находясь в прыгунках, детки отталкиваются от опоры только пальчиками ног, что приводит в дальнейшем к деформации стоп. А если малыш полноценно встанет на всю ступню, то его вес даст непосильную нагрузку на тазобедренные суставы. И еще один довод против этого устройства – оно лишает ребенка полноценного телесного и зрительного контакта, а также общения с родителями.
Если вы не хотите препятствовать физическому развитию ребенка, сведите до минимума время, которое он проводит в «заточении» манежа, ограничивающего подвижность. Забудьте о том, чтобы обкладывать свое чадо подушками и оставлять сидящим на кровати или диване. Во-первых, маленький позвоночник еще не готов к такой нагрузке. Во-вторых, малыш будет стремиться к маме, поэтому перевернется и скатится, как умеет, на пол. То есть – упадет и ударится.
С того момента, как ребенок начал перемещаться (пусть даже на животе, перекатами или «по лягушачьи»), расчистите ему путь от всего, что может быть опасным (бытовые приборы, розетки и шнуры, лекарства и бытовая химия, стекло).
Итак, впереди ребенка ждет окончание первого полугодия жизни вне маминой утробы. А это значит – новые навыки, умения и победы. Малыш научится полноценно ползать, вставать на ножки, отпускать опору, сделает свои первые шаги, скажет первые слова… Все это уже не за горами. Чтобы этими навыками кроха овладел своевременно, важно постоянно развивать его во всех сферах. А главное – крепко любить.
Грудничок в возрасте 4-5 месяцев уже уверенно держит голову, самостоятельно переворачивается . Некоторые малыши в 5 месяцев умудряются самостоятельно сидеть. Улучшается чёткость зрения, налаживается слух. Игрушки помогают ребёнку быстрее совершенствовать свои навыки и умения, поэтому их присутствие в жизни крохи очень важно. В этой статье вы узнаете о том, какое влияние оказывают игрушки на развитие 4-5 месячного ребёнка, какие игрушки ему необходимы, а также как правильно их выбирать.
Игрушки оказывают неоценимую помощь в развитии ребёнка. Они не только радуют малыша каждый день, но и влияют на разные сенсорные системы, на развитие моторики. Малыш получает социальное воспитание, благодаря игрушкам, изображающим подобие людей и животных.
Для совершенствования зрения хорошо подходят игрушки разных цветов (желательно, естественных и не бледных).
У нас тоже было такое приспособление. Я подцепила его, когда сыну был ещё только месяц. В возрасте 4-5 месяцев ребёнок усердно пытался дотянуться до вращающихся животных, уж очень ему хотелось их потрогать. Поэтому я отсоединяла мобиль от кроватки и опускала игрушка достаточно низко, чтоб сын мог совершить задуманное.
Кроме этого, мама может показывать разных животных и называть их, показывать на мягких игрушках и куклах расположение носика, глазок, ушек.
Для развития слухового восприятия, у ребёнка должны быть разные музыкальные игрушки. И, в этом случаи, на помощь придут погремушки и мобили. Также можно самостоятельно изготовлять шумные коробочки и даже брать пустые яйца от киндеров, заполнять их на треть крупой и тарахтеть перед ребёнком. Уже можно издавать звук тогда, когда карапуз вас не видит. Таким образом, можно проверять насколько хорошо малыш слышит. Если всё в порядке – он будет поворачивать голову в сторону источника звука.
Важно понимать, что необходимо избегать игрушки с крайне резкими и громкими, а также противными звуками.
В 4-5 месяцев мама может водить ручкой ребёнка по гладкой и шероховатой ткани. Стимулировать прикосновение к мягким и твёрдым, тёплым и холодным объектам.
Для грудничка в 4-5 месяцев подойдут игрушки, которые будут отвечать таким требованиям:
Ребёнок в 4-5 месяцев уже пытается активно познавать окружающий маленький мирок, поэтому его игрушки стают разнообразнее.
Вот список нужных игрушек для развития ребёнка в 4-5 месяцев:
Кроме этого, когда малыш постоянно суёт себе игрушки в рот, он рискует получить болезнетворный процесс. Именно поэтому маме нужно регулярно очищать и мыть игрушки.
posuda-kamen.ru - Чистый дом