Учимся писать 5 лет прописи распечатать. Прописи для детей — буквы, цифры, игры. Прописи - Английский язык

Подготовка этой выкладки заняла у нас немало времени. Мы постарались собрать здесь все известные нам прописи для дошкольника, которые когда-либо выпускались на рынок. Некоторые из них уже давно не используются в образовательных учреждениях., но это не делает их неэффективными в обучении детей письму.
С помощью прописей букв и цифр Ваш ребенок научится основам письма и грамоте, сможет самостоятельно выводить цифры на бумаге в клетку или линейку.

По математике (цифры)

Математические прописи - незаменимый помощник в ходе подготовки к школе. Практика показывает, что детки, с которыми родители занимались изучением того, как правильно писать цифры, чаще становятся отличниками и хорошистами в начальной школе.

Колесникова Е.В. для 5-7 лет по математике по клеточкам

Скачать

Колесникова Е.В. для 4-5 лет математические ступеньки


Ссылка для скачивания

Шевелев К.В. для 6-7 лет математические прописи


Часть 1
Часть 2

Перерсон Л.Г. и Суворина Е.А. - учимся писать числа 3-4 года и старше

Эта книга в двух частях от изветных авторов для бесплатного скачивания. В подготовительной группе детского сада она часто используется педагогами. Потренироваться с ребенком никогда не помешает.

Часть 1
Часть 2 Пособие научит ребенка правописанию цифр, что так необходимо для изучения математики в 5 классе. Также в нем присутствуют задания для развития графических навыков, а для математического уклона - геометрические фигуры.

Нефедова и Узорова 3000 упражнений для дошкольника

В этом пособии не только образец и пример, как должны выглядеть подобного рода пособия, но и полный цикл обучения правописанию цифр. Пожалуй, это лучшие прописи..
Скачать бесплатно и без регистрации

По русскому языку и грамоте (буквы)

Рабочая тетрадь по русскому для 5-6 лет в клетку

Данное пособие по грамоте предназначено для детей старшей группы детского сада. Веселые прописи для детей, главный герой в которых - утенок, помогут научить будущих первоклассников, как писать элементы букв. Весь алфавит в виде прописи перед нами.

Печатные и письменные буквы Федосова Н.А. для 5-7 лет

Эти прописи научат выводить и заглавные и прописные буквы любого ребенка. Они соответствуют ФГОС. Предназначены для работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Лункина - подготовка к школе 5-7 лет обучение грамоте

В данных прописях автор Лункина занимательно учит детей грамоте. Сначала палочки и крючочки, а потом уже и вся азбука, затем соединения букв. И все это с рабочей тетрадью с заданиями.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронин О.В. по письму

2 части учебного пособия от известных авторов для подготовки к школе. С их помощью можно научиться выводить печатные буквы. Мы и сами учимся писать буквы с их помощью.

Скачать и печатать часть 1
Скачать и напечатать часть 2

Развивающие письмо букв от Нянковской Н.Н.

Помогает сформировать графическое представление букв, их соединение. Интересное и развивающее пособие для дошкольников. Большая часть книги посвящена крючкам, черточкам, штриховке, галочкам, линиям. Только потом обучение переходит к буквам.

Первые и правильные! Со штриховкой

В данном пособии содержится целая азбука. 98 страниц для того, чтобы научиться писать все буквы русского алфавита. Все изображено достаточно крупно. Отличная идея, как для подготовки к школе, так и для младших дошкольников.

Денисова, Дорожкин для подготовительной группы

Уроки грамоты для малышей от метров отечественного издательства прописей.

Жиренко, Колодяжных - элементы букв, основы письма

Отличное пособие для формирования навыков письма у детей дошкольников.

Гласные и согласные буквы. Автор: Жукова



Прописи авторов Илюхиной, Козловой, Васильевой, Белых и Нищевой мы выкладывать не стали, в связи с тем, что уже наслышаны историями о жалобах правообладателей на сайты, где размещены файлы для скачивания. Надеемся на Ваше понимание и постоянно работаем над улучшением контента сайта.
В косую линейку

Прописи картинки (шаблоны)

Буквы русского алфавита

Буква А

Умение писать – это один из самых важных навыков наряду с чтением, которым должен овладеть любой человек (см. также: ). Многие родители необоснованно считают, что начинать учить ребенка надо как можно раньше, что именно это умение является высшим показателем уровня развития. Так ли это? Многие специалисты сходятся во мнении, что не стоит начинать учить ребенка письму до тех пор, пока ему не исполнится 5-6 лет. Обучение красивому письму дошкольника – занятие не из простых, требуется собранность, усидчивость и внимательность.

Все родители хотят гордиться своим чадом и пытаются научить его писать в раннем возрасте. Но такой подход может только навредить, если не знать, как правильно заниматься с ребенком

Дети же в возрасте 3-4 лет, в основном своем числе, непоседы. Они хотят бегать, прыгать, играть, но никак не выводить какие-то буковки и циферки в скучных прописях. Если же вы все-таки решились обучить ребенка письму, то запомните: теперь вам надо будет заниматься с малышом чистописанием регулярно, иначе спустя время он может забыть все, чему вы его научили!

Не каждому могут понравиться эти занятия, поэтому буквы и цифры он может начать писать быстро и неаккуратно, желая как можно быстрее с ними закончить и перейти, в конце концов, к каким-нибудь более интересным делам. Все это может привести к выработке некрасивого почерка, что исправить будет потом не так уж и легко. Разберемся, о чем говорят специалисты: стоит ли начинать учить детей писать в дошкольном возрасте, насколько эффективны будут подобные занятия и их последствия?

Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?

Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:

  • У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
  • Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.


Правильную осанку необходимо формировать с самого раннего возраста, как только кроха возьмет свой первый карандашик и сядет рисовать за стол. В будущем это поможет избежать многих проблем с позвоночником

На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку. Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая. Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.

Торопливость в обучении всегда только вредит, особенно важно не спешить на первых порах. Подгоняя ребенка, вы спровоцируете у него появление ошибок в написании отдельных элементов.

Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.

Когда следует начинать?

Обычно, именно в школе мы учимся красиво писать буквы и цифры. Обучение письму там происходит в несколько этапов: сначала детям показывают как правильно сидеть за школьной партой, потом - как нужно держать ручку или карандаш. Учителя дают ребенку первые представления о буквах и цифрах, рассказывают о том, какой высоты и ширины должны быть линии и наклоны в них, показывают как правильно соединять их между собой.

Раннее освоение аккуратного письма цифр и букв не гарантирует сохранность этого навыка в будущем. Важно поставить руку так, чтобы ребенок минимально уставал в процессе работы. Это умение, равно как и навык к красивому почерку, складывается из регулярных занятий. Кроху, который любит бегать и прыгать, с трудом можно заставить посидеть за тетрадкой. Когда родителям это все же удается, то единственная цель у него: побыстрее все закончить, чтобы все отстали, и дальше побежать играть. Такой неправильный подход рискует испортить детский почерк на долгое время.



Ребенок должен сам захотеть учиться писать, а до этого времени занятия можно проводить в игровой форме

Сделаем вывод: с ребенком желательно заниматься в игровой форме. Любая обучающая деятельность должна преподноситься легко и непринужденно. Не спешите сажать малыша 3-4 лет за прописи и тетрадки в линейку. Подождите пару лет, тогда ваши с ним успехи будут более ощутимыми и не такими вымученными. До этого времени следует лишь готовить маленькие ручки к будущему письму.

Подготовка дошкольника к овладению навыками письма

Все выше перечисленное не говорит о том, что 5-6 летнего малыша совсем не нужно готовить к школе, ведь перед тем как он начнет обучаться письму, необходимо овладеть самыми различными умениями. Тут, как раз, помощь родителей окажется совсем кстати. Для этого необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики и координации движений. Благодаря полноценному развитию, ребенок сможет в будущем писать красиво, так что и его, и ваш глаз будет радоваться. Научите кроху делать все аккуратно, проявлять усердие и внимательность. Именно такие навыки следует развивать у детей в дошкольный период. Мы говорим о возрасте с 2 до 5 лет. Для этого помогут вам следующие виды занятий.

Упражнения для развития мелкомоторной функции



Развивать мелкую моторику можно разными способами, например, лепкой из пластилина
  • пальчиковая гимнастика: прекрасный вариант размять непослушные пальчики – сыграть вместе в игру под названием «Твистер», только пальцами;
  • сделать театр теней при помощи рук;
  • делать аппликации из всевозможных материалов (цветная бумага, фетр, осенние листья, зерна и прочее);
  • обучение вырезанию (сначала простых фигур, потом более сложных картинок);
  • делать рисунки на манке, песке (рекомендуем прочитать: );
  • складывание, моделирование из бумаги, оригами;
  • конструирование;
  • плетение браслетов и фигур из резинок;
  • занятия с сыпучими и мелкими предметами (крупами, бобовыми, камешками): повторение рисунка, составление мозаики, нанизывание макарон на ниточку и пр.;
  • лепка из глины, теста, пластилина;
  • прописи, раскраски, рисование.

Напоминайте о важности осанки. Уделяйте большое внимание положению за столом. В будущем, во время сосредоточенности на процессе письма, контроль осанки будет осуществляться на подсознательном уровне.

Очень важно с раннего возраста научить кроху держать карандаш. Сегодня в продаже есть удобные карандаши трехгранной формы толстого диаметра. Благодаря им ребенку будет проще освоить этот навык. Также в продаже имеются специальные насадки на карандаш, которые учат правильному захвату.

Не занимайтесь одним и тем же видом деятельности очень долго. Чередуйте занятия, а также не забывайте про минутки отдыха, когда важно дать пальчикам и ручкам возможность отдохнуть и снять напряжение.



Существует множество красочных интересных прописей для младшего возраста, где малыш научится обводить, штриховать и многое другое

Неплохо зарекомендовала себя методика обучения письму, разработанная М.Т. Стрижаковой. Называется она «От рисунка к букве». Раскрашивать и заштриховывать рисунки любят все дети. Способ штрихования можно использовать и в тетрадях для прописей с широкими или узкими линейками.

Интересны могут оказаться прописи для малышей. В таких обучающих пособиях даются задания обвести контуры, рисунки, фигуры, цифры по точкам. Помните, все мы учимся, а значит для всего нужно время и отсутствие спешки.

Что надо знать при обучении письму?

Если дошкольник сам попросит вас научить его писать, то во время обучения придерживайтесь следующих правил:

  • обязательно хвалите малыша во время занятий за любой его успех и не ругайте, если вдруг что-то у него не получилось;
  • начинайте учение с простых заданий, сначала рисуйте по точкам, потом по пунктирам;
  • только после того когда малыш поймет как выводить печатные буквы и цифры, уже можно переходить к написанию прописных букв.

Нет никакой необходимости тратить много времени на занятия, хватит и 20 минут в день. Их будет достаточно для того, чтобы ребенок мог чему-то научиться, но при этом не заскучал и был всегда заинтересован.

Написание цифр должно быть осмысленным, поэтому следует, в первую очередь, выучить счет до 10. Начать заучивать цифры можно уже к 4-5 годам, а когда уже будете прописывать их с ребенком, обязательно проговаривайте ему названия, чтобы запоминал.



Итак, с чего начать:

  1. Научите малыша ориентироваться в расположении элементов клетки. Он должен уметь определять ее стороны, верхние и нижние границы, разделять клетку на 4 одинаковые между собой части, находить ее центр и углы.
  2. Важным этапом является обучение ребенка соблюдению угла наклона во время написания цифр. Определить наклон можно следующим образом: проведите отрезок, который будет соединять верхний правый угол вашей клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.
  3. Прежде чем перейти непосредственно к написанию цифр, ребенок должен потренироваться рисовать черточки, галочки, круги, полуовалы. Именно из этих элементов состоят все числа.

Важно! Цифра по высоте всегда равна размеру клеточки в прописи или тетради, таким образом, она занимает практически всю часть клетки. Правый край цифры всегда соприкасается с правой стороной клеточки, не выходя за ее края.

Рассмотрим на примере написание цифры 0 и 1. По аналогии вы сможете самостоятельно обучить ребенка правильному написанию:

Купите или скачайте математические прописи. Сначала непоседа должен обводить цифры по точкам, потом пунктирам. На одной строчке примеры должны повторяться по 2-3 раза, чтобы можно было все время ориентироваться на них. Можете приобрести для малыша и трафарет, ему обязательно понравится обводить по нему различные знаки. Для предотвращения потери интереса и скуки во время занятий с прописями дайте своему чаду возможность рисовать рядом с циферками кружочки, солнышко или же сердечки. С подобными развлечениями мы учимся и усваиваем новый материал быстрее.

Учим цифры по точкам

Прописи-раскраски с цифрами

Буквы

Прежде чем начать выводить буквы, ребенок должен освоить алфавит, разобраться в том, как выглядит тот или иной знак. В этом ему обязательно помогут прописи с печатными буквами. Обратите внимание вашего малыша на границы строчек, объясните ему, что буквы надо писать так, чтобы они не выходили за эти рамки. Проводите с ним занятия по чистописанию в форме игры, сравнивайте буквы с различными предметами. Например, «О» вы можете сравнить с надувным кругом, «С» – с месяцем, «У» – с рогаткой. Так ваши занятия будут проходить веселее и увлекательнее, а будет легче запомнить названия и внешний вид.

Написание прописных букв начинайте изучать только после того, как ребенком будут хорошо освоены печатные буквы. Сначала несколько раз покажите как правильно прописывать новый знак. Комментируйте свои действия, рассказывайте, как и куда вы ведете линии, из каких элементов состоит буква. Потом напишите эту букву совместно, помогайте дошкольнику в его первых опытах с написанием. Для лучшего понимания можете пальчиками в воздухе показать, как надо, а затем попросите малыша повторить за вами. Как только у него это получится, можете дать ему время для самостоятельного написания.

Занимайтесь со своим ребенком, развивайте его фантазию и воображение, тренируйте мелкую моторику и координацию движений, хвалите каждое его достижение. Тогда вы обязательно сможете научить малыша писать, не тратя при этом много времени и нервов!

Прописи - замечательная придумка взрослых, для развития навыков письма у детей. Использовать прописи можно с самого раннего возраста, начиная с 3 лет.

Сейчас можно найти огромное количество прописей. Главное, подобрать прописи для ребенка, соответствующие его возрасту. На этой странице вы сможете бесплатно скачать и распечатать прописи для детей 3-4 лет, 5-6 лет (дошкольников) и первокласcников.

Не стоит начинать занятия сразу с прописей цифр, букв и слов - это очень сложно. Малышам в 3-4 года будут интересны прописи с увлекательными заданиями на внимательность, точность и координацию движений.

Это прописи с достаточно простыми фигурами, линиями, различными завитками. Пусть малыш сначала потренирует руку, обводя фрагменты картинок, забавные крючочки и палочки.

Малыш должен научиться проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Это не так просто.

Скачать прописи для малышей

Прописи И.Попова отлично подойдут малышам для самых первых занятий. Палочки и крючочки встроены в рисунки прописи. Сначала можно раскрасить рисунок, а потом перейти к "строчному письму".

Скачать прописи для мальчиков

Веселые прописи для детей 5-6 лет

Для детей 5-6 лет возьмите прописи с более трудными заданиями. Используя такие прописи, ваш ребенок научится аккуратно обводить пунктирные линии, освоит первые навыки письма и рисования, приобретет ловкость при работе с ручкой и карандашом.

Скачать прописи для детей 5-6 лет

Скачать весёлые прописи для дошкольников

Прописи для дошкольника подготовят ребенка к письму, познакомят его с конфигурацией букв русского алфавита, научат писать буквы прописью. Используйте данные прописи, и ваш ребенок быстрее запомнит название и написание букв.

Скачать прописи - алфавит для дошкольников

Прописи по математике с цифрами и задачками помогут ребенку заранее научиться правильно писать цифры и познакомиться со счетом. Нажав на ссылку, вы можете скачать несколько видов прописей по математике быстро и бесплатно

Скачать прописи с цифрами

Прописи для школьников

Чтобы выработать красивый почерк, ребенку потребуется не мало времени. Но сейчас в школе очень мало уделяют внимания на правильное и каллиграфическое написание букв и цифр. Поэтому вы можете распечатать прописи с алфавитом для школьников и дополнительно заниматься. Эти прописи - без картинок, направлены на более серьезную работу по обучению письму. Кроме самих букв в прописях есть и отдельные элементы букв.

Скачать прописи для школьников "Алфавит прописью"

Вы находитесь в категории раскраски Прописи цифры. Раскраска которую вы рассматриваете описана нашими посетителями следующим образом "" Тут вы найдете множество раскрасок онлайн. Вы можете скачать раскраски Прописи цифры и так же распечатать их бесплатно. Как известно творческие занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Они активизируют умственную деятельность, формируют эстетический вкус и прививают любовь к искусству. Процесс раскрашивания картинок на тему Прописи цифры развивает мелкую моторику, усидчивость и аккуратность, помогает узнать больше об окружающем мире, знакомит со всем разнообразием цветов и оттенков. Мы ежедневно добавляем на наш сайт новые бесплатные раскраски для мальчиков и девочек, которые можно раскрашивать онлайн или скачать и распечатать. Удобный каталог, составленный по категориям, облегчит поиск нужной картинки, а большой выбор раскрасок позволит каждый день находить новую интересную тему для раскрашивания.

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.
Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Что еще почитать